Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В предыдущих разделах статьи было обозначено, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность в России. Вместе с тем важно отметить конституционные установления по рассматриваемой теме, которые предполагают, в частности, возможность оспаривания в КС РФ положений нормативного правового регулирования, противоречащего, по мнению заявителей, основному закону РФ.

Какие законы регулируют предпринимательство в РФ

При ответе на вопрос, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность, помимо уже упоминавшегося ГК РФ, необходимо отметить, в частности, следующие:

  • закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ);
  • закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее — закон № 184-ФЗ);
  • закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее — закон № 315-ФЗ);
  • закон «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ).

Отдельные источники права, регулирующие предпринимательство

В статье было отмечено, что к регулирующим предпринимательскую деятельность законам, помимо ГК РФ, НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, относятся законы № 135-ФЗ, 184-ФЗ, 315-ФЗ и 294-ФЗ.

Затронем также иные регулирующие предпринимательскую деятельность источники права:

  • правовые аспекты взаимоотношений субъектов ПД с нанимаемыми ими сотрудниками регулируются трудовым законодательством, в частности Трудовым кодексом РФ;
  • по вопросам деловой репутации субъектов ПД действует ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Национальный стандарт РФ. Оценка опыта и деловой репутации субъектов ПД…», утв. и введенный в действие приказом Росстандарта от 17.02.2016 № 54-ст;
  • выпущены письма госорганов по отдельным аспектам ПД, например письмо Минфина РФ «Об использовании понятия “ПД” в законодательстве РФ о налогах и сборах» от 27.03.2018 № 03-02-08/19058.

Предметом изучения предпринимательского права являются предпринимательство, предпринимательская деятельность.

Предпринимательство – одна из форм деятельности человека. Предпринять – значит начать делать что-нибудь, приступить к чему-нибудь. Когда мы говорим «предприимчивый человек», то имеем в виду умеющего сделать что-либо в нужный момент, находчивого, изобретательного, практичного человека. Люди, которые осуществляют эту деятельность, называются предпринимателями. Без них нет предпринимательства. Но не любая деятельность человека является предпринимательской в том значении, которое придается ей в современном праве.

«Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Соотношение экономической, хозяйственной, предпринимательской и коммерческой деятельности.

Экономическая деятельность – процесс воспроизводства материальных и духовных богатств, включающий производство, распределение, обмен и потребление. Основой существования и развития общества является материальное производство. Благодаря производству создаются потребительная стоимость и новая стоимость. В рыночной экономике значительно возрастает роль стадии обмена. Предназначение обмена – опосредствование связей между производителями и потребителями, стимулирование одновременно активности и тех и других.

Цель экономической деятельности – удовлетворение потребностей человека в пище, жилье, одежде, других материальных и духовных благах, т. е. обеспечение его жизнедеятельности.

Хозяйственная деятельность – один из видов экономической деятельности; порядок организации, руководства и непосредственного осуществления экономической деятельности в соответствии с правилами, устанавливаемыми органами государственной власти и управления и самими хозяйствующими субъектами.

Предпринимательская деятельность – вид экономической, хозяйственной деятельности. Она связана с предпринимательским риском, новыми подходами к управлению, новаторством, динамической неопределенностью и всегда направлена на систематическое получение прибыли.

Предпринимательство – такая система хозяйствования, при которой главным ее субъектом является предприниматель. Он соединяет материальные и людские ресурсы, организует процесс воспроизводства и управляет им на основе предпринимательского риска, экономической ответственности за конечный предпринимательский результат – получение прибыли.

Коммерческая деятельность, коммерция – это вид предпринимательской, хозяйственной, экономической деятельности, связанной с торговлей, товарооборотом.

Признаки предпринимательской деятельности: 1) систематичность; 2)самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности; 3) рисковый характер; 4) направленность на систематическое получение прибыли.

Деятельность предпринимателя может быть ограничена определенными рамками на основании федерального закона (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель должен обладать определенным имуществом. Получение прибыли от пользования имуществом является одной из форм ведения предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ). Имущество является средством для осуществления предпринимательской деятельности.

Обладание имуществом – необходимое условие для занятия предпринимательской деятельностью. Обладание обособленным имуществом является одним из условий признания организации юридическим лицом (ст. 48 ГК РФ). Правовое значение имеет сам факт наличия у организации обособленного имущества в определенном размере. Отсутствие имущества может стать препятствием для регистрации юридического лица или для получения лицензии. Термин «имущество» используется для обозначения вещей, в том числе денег и ценных бумаг, а также имущественных прав (ст. 128 ГК РФ). Имущественное право – право лица требовать передачи имущества или иных имущественных благ. Имущественные права могут быть предметом сделок, в том числе купли-продажи (ст. 454 ГК РФ).

Правовое регулирование предпринимательской деятельности основывается на употреблении понятия имущества в различных значениях исходя из специфики правового регулирования.

Отдельные виды имущества, используемого в предпринимательской деятельности, подлежат классификации на основании экономических и юридических признаков.

Юридические основания классификации позволяют выделить различные виды имущества, наиболее важными из которых являются:

– движимое и недвижимое имущество;

– оборотоспособное, ограниченнооборотоспособное и изъятое из оборота.

Исходя из экономических критериев используемое в предпринимательской деятельности имущество подразделяется:

– на основные и оборотные средства – исходя из степени участия имущества в процессе производства продукции, стоимости и длительности использования;

– имущество производственного и непроизводственного назначения – исходя из возможности использования имущества в процессе производства продукции;

– материальные и нематериальные активы – исходя из наличия или отсутствия овеществленной формы имущества;

– фонды различного назначения – исходя из целевой направленности имущества.

Правовой режим имущества в предпринимательской деятельности обозначает совокупность прав и обязанностей лица в отношении принадлежащего ему имущества. Использование имущества в предпринимательской деятельности предполагает обязательный учет имущества в соответствии с правилами бухгалтерского учета, определение его стоимости с соблюдением правил оценки и переоценки, а также правил реализации (выбытия) имущества.

Распоряжение имуществом в процессе осуществления предпринимательской деятельности имеет определенные законодательные ограничения, в том числе:

– соблюдение особой процедуры совершения сделки в отношении «крупных сделок» (ст. 79 Закона об акционерных обществах);

– соблюдение антимонопольных ограничений при отчуждении имущества большой стоимости или определенного размера (ст. 17, 18 Закона о конкуренции на товарных рынках);

– реализация имущества по определенным (рыночным) ценам (ст. 40 НК РФ).

Объем правомочий лица в отношении принадлежащего ему имущества зависит прежде всего от вида прав на это имущество.

Читайте также:  Записи о поощрениях и взысканиях в трудовой книжке

Права и обязанности предпринимателей

В России предприниматели вправе:

  • заниматься любым видом предпринимательской деятельности (бизнеса), не запрещённой законами РФ;
  • выбирать для своего бизнеса любую организационно-правовую форму, предусмотренную ГК РФ;
  • иметь в собственности (или арендовать) любое имущество для осуществления бизнеса;
  • организовывать стратегическое и тактическое планирование бизнеса, разрабатывать бизнес-планы;
  • самостоятельно выбирать целевую аудиторию потребителей производимой продукции и предоставляемых услуг;
  • выбирать поставщиков, подрядчиков, экспертов;
  • заключать коммерческие договоры, не противоречащие законодательству;
  • самостоятельно выбирать формы и системы оплаты труда для наёмного персонала, не противоречащие трудовому законодательству РФ.

Основные обязанности предпринимателей в РФ:

  • в предусмотренные законом сроки встать на учёт в ФНС и в органах социальных внебюджетных фондов;
  • исполнять обязанности по уплате налогов, других обязательных платежей и сборов в сроки и в размере, установленном законодательством;
  • в надлежащие сроки направлять в ИФНС декларации и другие документы для исчисления налогов и других обязательных платежей;
  • в зависимости от формы организации бизнеса и выбранной системы налогообложения вести бухгалтерский учёт или книгу учёта доходов и расходов предпринимателя (КУДиР);
  • сдавать отчёты о финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством, обеспечивая их хранение в течение сроков, установленных законодательством;
  • выполнять требования ИФНС об устранении выявленных при проверках нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • в случае осуществления деятельности, выполнение которой возможно в соответствии с законодательством только при получении лицензии, получать лицензии на такие виды деятельности;
  • при производстве продукции, оказании услуг соблюдать действующие стандарты и (или) проходить сертификацию;
  • при ведении бизнеса не нарушать нормы экологии, не вредить жизни и здоровью людей, в том числе потребителей товаров (работ и услуг);
  • создавать безопасные и санитарно-гигиенические условия труда для наёмных работников;
  • не нарушать законодательство РФ о защите конкуренции.

Нормативно правовой акт – это принятый в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом акт, устанавливающий обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, правила поведения, направленные на урегулирование общественных отношений.[12]

Иными словами нормативный правовой акт — официальный документ, принятый в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий общеобязательные правила поведения.

Нормативно правовой акт является основным источником предпринимательского права РФ. Данные акты обладают определенными особенностями.

Год назад в России появились первые самозанятые — это почти предприниматели, но без статуса ИП, сдачи ежегодной декларации, страховых взносов и других прелестей предпринимательской жизни.

Самозанятыми могут стать репетиторы, сантехники, мастера по маникюру и кондитеры с тортиками в инстаграме — все те, кто работает сам на себя, без сотрудников и многомиллионных оборотов. Вот какие условия у самозанятых:

Изначально закон действовал только в четырех регионах России, но с 2020 года к ним добавились еще девятнадцать.

Этот закон для всех тех, кто не готов регистрироваться как ИП, но переживает, что его поймают на незаконном предпринимательстве. Почти все сферы услуг подходят для самозанятости, но есть и ограничения: нельзя перепродавать товары, продавать табак и алкоголь, сдавать нежилые помещения.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательской деятельностью называют действия, направленные на извлечение прибыли из имеющихся в распоряжении ресурсов. Ресурсная база может быть сформирована из интеллектуальных способностей, имущественных активов. Предприниматель может создать свой бизнес-проект, основанный на оказании конкретных услуг или выполнении за вознаграждение работ.

ВАЖНО! Главные условия реализации предпринимательской деятельности – получение материальной выгоды, принятие рисков бизнеса и наличие официально присвоенного статуса коммерческой структуры или ИП. Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Гражданское право предлагает идентифицировать предпринимательскую деятельность по такому набору признаков:

СПРАВОЧНО! Убыточный бизнес также признается предпринимательской деятельностью. Такие проекты не могут приносить своим владельцам прибыль, но все этапы развития направлены на достижение точки безубыточности и постепенный выход на уровень получения прибылей и сверхприбылей.

Для предпринимательской деятельности характерно наличие риска. Риски могут быть разных видов:

Риски способны положительно или отрицательно влиять на процессы в бизнесе. К некоторым из них руководители предприятий и ИП могут применять меры превентивного воздействия. Но невозможно бороться с проявлениями внешних рисков, такими как изменения в законодательной базе, форс-мажорные ситуации природного или техногенного происхождения. Предприниматель может попытаться максимально обезопасить себя, используя инструменты страхового рынка. Дополнительная мера воздействия – оптимизация системы контроля и управления внутри бизнес-структуры.

К признакам предпринимательской деятельности относят профессионализм и пребывание в постоянном поиске ресурсов для развития бизнеса. Профессионализм подразумевает наличие опыта практического ведения коммерческой деятельности или хотя бы минимальной теоретической подготовки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Профессионализм в качестве критерия идентификации предпринимательской деятельности применяется не ко всем направлениям хозяйствования. Этот критерий рассматривается среди основных при оценке работы лиц, занятых в проектах с условием обязательного лицензирования.

Для предпринимателей всех типов важно постоянно мониторить окружающую обстановку, анализировать конкурентную среду и соотносить свои показатели с данными прямых конкурирующих субъектов. Для поддержания высокой планки рентабельности приходится систематически подбирать новые ресурсы для развития проекта. Ресурсами, которые могут дать основу для выхода на более высокий уровень прибыльности, могут быть:

Конституционные основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Конституционными основами предпринимательской деятельности являются такие права и свободы гражданина, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности (ст. 35, 36), право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37), право на свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 27), на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8), право на интеллектуальную собственность (ст. 44), на возмещение государством вреда (ст. 53 Конституции РФ).

Конституционные положения, касающиеся статуса субъекта предпринимательской деятельности, конкретизируются большим количеством законодательных актов, в том числе особо детализируются в ГК РФ, получая развитие в общих началах Кодекса (п. 1 ст. 1), закрепляющих равенство форм собственности, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, судебную защиту нарушенных гражданских прав. В то же время ст. 1 ГК РФ допускает возможность ограничения свободы договора, а также иные случаи ограничения гражданских прав, перемещения товаров и услуг, что является исключением из общего правила.

Главные законы для предпринимателей

1. Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2023 году

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

  1. № 132 от 18.11.2011 «О совете по предпринимательству при Правительстве Ростовской области».

  2. № 284 от 23.12.2011 «Об организации и проведении регионального профессионального конкурса «Лидеры туриндустрии Дона».

  3. № 131 от 02.03.2012 «Об областной межведомственной комиссии по снижению административных барьеров».

  4. № 179 от 11.03.2012 «О порядке оказания государственной поддержки субъектам инновационной деятельности из областного бюджета».

  5. № 187 от 15.03.2012 «О некоторых вопросах предоставления государственных гарантий Ростовской области».

  6. № 196 от 15.03.2012 «О порядке предоставления средств областного бюджета на внедрение обучающих программ, проведение повышения квалификации, включая дистанционный формат, руководителей и специалистов микрофинансовых организаций».

  7. № 503 от 14.06.2012 «Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на содействие созданию и развитию информационно-аналитического центра (Ростовского регионального Евро Инфо Корреспондентского Центра)».

  8. № 615 от 12.07.2012 «О порядке определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Ростовской области».

  9. № 655 от 19.07.2012 «О Перечне отдаленных и труднодоступных местностей в Ростовской области, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».

  10. № 6 от 10.01.2013 «О Перечне государственного имущества Ростовской области, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

  11. № 493 от 09.08.2013 «О предоставлении имущественного взноса Автономной некоммерческой организации – микрофинансовой компании «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» на развитие программы микрофинансирования».

  12. № 258 от 17.04.2014 «О порядке предоставления средств областного бюджета на внедрение обучающих программ, проведение тематического повышения квалификации».

  13. № 260 от 17.04.2014 «О порядке предоставления средств областного бюджета для обучения в бизнес-школе молодого предпринимателя».

  14. № 263 от 17.04.2014 » Об утверждении Губернаторской программы подготовки управленческих кадров для сферы малого и среднего предпринимательства».

  15. № 226 от 30.03.2016 «Об организации проведения конкурса в сфере предпринимательства «Бизнес Дона».

  16. № 445 от 29.06.2016 «О порядке предоставления субсидии Микрофинансовой организации – ассоциации «Некоммерческое партнерство Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» на создание и (или) развитие центра поддержки предпринимательства для оказания комплекса информационно-консультационных услуг, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства».

Законодательство России о предпринимательстве

Текст законопроекта содержит пункты о правах и обязанностях участников рынка, а также о мероприятиях, проводимых государством в сфере малого бизнеса.

Условно статьи можно разделить на две категории:

  • регулирующие правоотношения;
  • поясняющие основные понятия в области предпринимательской деятельности.

Законопроект содержит главы:

  • о предмете регулирования Федерального закона;
  • о Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • о нормативно-правовом управлении развитием бизнеса в России;
  • об определениях основных понятий, использующихся в законе;
  • о категориях субъектов;
  • о статистических наблюдениях федерального масштаба за деятельностью малых и средних предприятий.

Закон должен будет регламентировать все аспекты предпринимательской деятельности. Особое внимание уделяется требованиям к бизнесменам и контролирующим государственным органам.

Законопроект регулирует:

  • права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности;
  • государственно-частное партнерство;
  • правила налогообложения;
  • работу с иностранными гражданами и лицами, имеющими временную регистрацию;
  • формы предпринимательской деятельности;
  • объединения в сфере малого и среднего бизнеса;
  • отношения между работниками и работодателями.

В июне 2019 года на рассмотрении Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству находится 6 законопроектов о предпринимательской деятельности:

  1. О внесении изменений в часть первую ГК РФ в отношении занятия несовершеннолетними предпринимательской деятельностью. Депутаты предлагают изменить возраст эмансипации с 16 до 14 лет. А также закрепить, что для ведения бизнеса начинающим предпринимателем достаточно получить письменное разрешение его законных представителей.
  2. О внесении изменений в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Правительство предлагает добавить статью об условиях ведения гражданами отдельных видов бизнес-деятельности без государственной регистрации в качестве ИП.
  3. О внесении изменений в КоАП РФ об установлении административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
  4. О внесении изменений в статью 14.1 КоАП РФ в части повышения ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность незаконно. Предлагается увеличить размер штрафа до пяти тысяч рублей для лиц, ведущих бизнес без регистрации или лицензии.
  5. О внесении изменения в Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке». Депутаты Госдумы предлагают дополнить нормативный акт статьей, регулирующей учет рентабельности объекта недвижимости для целей налогообложения, используемого для предпринимательской деятельности.
  6. О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности. Предлагается увеличить размер штрафа за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при оказании услуг по перевозке пассажиров. Нововведения могут распространяться и на бизнесменов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сфере перевозки грузов автомобильным транспортом.

Основной закон России представляет концепцию развития социальной рыночной экономики и закрепляет следующие основополагающие права гражданина:

  • возможность свободного применения личного имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);
  • возможность владения частной собственностью (ст. 35, 36);
  • право на распоряжение личными способностями к труду (ст. 37);
  • возможность свободно передвигаться и выбирать место жительства по своему усмотрению (ст. 27);
  • право неограниченного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8);
  • свобода распоряжения интеллектуальной собственностью и ее охрана (ст. 44);
  • право на возмещение вреда государством (ст. 53).

Часть 3 статьи 62 Конституции РФ регулирует правовой статус иностранных подданных и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Указанные субъекты в правах и обязанностях приравниваются к отечественным резидентам.

Обсессивно-компульсивное расстройство Психическое здоровье 0
галлюцинации Психическое здоровье 2
Психологческая бессмысленность Самопознание и саморазвитие 3
Лечение наркотической зависимости Зависимости, вредные привычки 3
Психологическое исследование среди жертв инцеста и их матерей Вопросы психологии 0
Читайте также:  Имеет ли право, взрослый оскорблять ребенка?

Другие законопроекты, оказывающие влияние на предпринимательскую деятельность

В июне 2023 года на рассмотрении Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству находится 6 законопроектов о предпринимательской деятельности:

  1. О внесении изменений в часть первую ГК РФ в отношении занятия несовершеннолетними предпринимательской деятельностью. Депутаты предлагают изменить возраст эмансипации с 16 до 14 лет. А также закрепить, что для ведения бизнеса начинающим предпринимателем достаточно получить письменное разрешение его законных представителей.
  2. О внесении изменений в ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. Правительство предлагает добавить статью об условиях ведения гражданами отдельных видов бизнес-деятельности без государственной регистрации в качестве ИП.
  3. О внесении изменений в КоАП РФ об установлении административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
  4. О внесении изменений в статью 14.1 КоАП РФ в части повышения ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность незаконно. Предлагается увеличить размер штрафа до пяти тысяч рублей для лиц, ведущих бизнес без регистрации или лицензии.
  5. О внесении изменения в Федеральный закон “О государственной кадастровой оценке”. Депутаты Госдумы предлагают дополнить нормативный акт статьей, регулирующей учет рентабельности объекта недвижимости для целей налогообложения, используемого для предпринимательской деятельности.
  6. О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности. Предлагается увеличить размер штрафа за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при оказании услуг по перевозке пассажиров. Нововведения могут распространяться и на бизнесменов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сфере перевозки грузов автомобильным транспортом.

Периодичность проведения проверок ИП

Выездная проверка индивидуального предпринимателя по закону не может длиться более 20 рабочих дней. Это предусмотрено статьёй 13 Федерального закона № 294. Каждый предприниматель должен знать об установленных сроках, для того чтобы не допускать нарушений его прав в этой области. В отношении годовых проверок представителей малого бизнеса действуют следующие ограничения:

  • 50 часов – для предприятий малого бизнеса;
  • 15 часов – для микро-предприятий.

Всего три вида субъектов, которые осуществляют деятельность на территории РФ, подлежат регулярному контролю со стороны государственных органов. Среди них:

  • производства I класса опасности;
  • определенные объекты использования атомной энергии;
  • гидротехнические сооружения I класса из утвержденного государством перечня.

Бизнес разделен на несколько мнений по поводу того, помогает ли государственное регулирование или вредит. Данное мнение скорее зависит от сферы и честности человека. Для некоторых компаний, не составляет труда, придерживаться всех статей. Также, есть те, кто действительно оплачивает абсолютно все налоги. Но есть и другие, рассмотрим подробнее, этот вопрос.

Польза:

  • постановление о монополии защищает малый и средний бизнес;
  • опираясь на указы, можно обжаловать действия проверяющих органов;
  • каждый участник рынка, может узнать свои права и обязанности;
  • для каждой компании, прописаны правовые рамки;
  • защищают от недобросовестной конкуренции.

Вред:

  • часто используют для давления;
  • некоторые неточности и противоречия мешают работать.

Почти все подобные акты стран СНГ, довольно похожи. Например, закон Украины также начинается с описания субъектов и объектов. В большинстве своем, некоторые пункты меняются время о времени, но основная составляющая прежняя. Главная задача этих актов, обезопасить рынок и государство. Ведь к сожалению, иногда свое дело, люди ведут с нарушением всех возможных правил.

Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права

Закон – нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон – нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции.

Федеральный закон – нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.
Закон субъектов Российской Федерации – нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.
К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.
Акты федеральных органов исполнительной власти – нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применение нормативных актов. Постановления и решения судебных органов получили название «судебная практика».
Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что его нормы не противоречат актам более высокого уровня и последние не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.
Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как, например, свобода торговли и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.
Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.

Какие законы регулируют предпринимательство в РФ

При ответе на вопрос, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность, помимо уже упоминавшегося ГК РФ, необходимо отметить, в частности, следующие:

  • закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ);
  • закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее — закон № 184-ФЗ);
  • закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее — закон № 315-ФЗ);
  • закон «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ).

Также правовое регулирование ПД осуществляется Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовным кодексом РФ (УК РФ) и иными кодексами.

Помимо законов, госрегулирование ПД осуществляется посредством подзаконного нормотворчества (например, постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения деятельности юрлиц и ИП, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска…» от 01.03.2018 № 213).

Основы правового регулирования ПД заложены в Конституции РФ, что также будет раскрыто в статье.

Помимо федерального уровня ПД регулируется и регионами. Примеры актов:

  • закон МО «О развитии ПД в МО» от 16.07.2010 № 95/2010-ОЗ;
  • постановление Правительства КБР «Об экспертизе нормативных правовых актов КБР, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» от 18.12.2014 № 292-ПП.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *