Статусы земельных участков: правовой гид

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статусы земельных участков: правовой гид». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Во время определения конкретных наделов для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ), личного подсобного (ЛПХ), КФК или сельскохозяйственного производства в обязательном порядке необходимо учесть максимально возможные легальные размеры. Таким определением занимаются представители местной администрации или действующая власть субъекта РФ. В случае если размер участка слишком обширный, собственнику будет отказано в занесении в кадастровый список. Такая система позволяет предостеречь накопление земельных участков у одного собственника или от мелкого дробления территории.

Законодательная база о размерах участков

Федеральный нормативный акт «О крестьянском хозяйстве» №74 от 11.06.2003 предполагает возможную величину земельных участков. Для осуществления целевой деятельности.

Таблица: Возможные габариты наделов.

Населенный пункт Минимальное значение Максимальное значение
Москва 0,02 40
СПб 0,06 50
Пятигорск 0,06 50
Новосибирск 0,04 50
Хабаровск 0,1 50
Екатеринбург 0,1 50
Нижний Новгород 0,03 25
Ростов-на Дону 0,08 50

Как и минимальные значения, максимальные параметры КФХ и с\х земель, регулируются законодательством субъекта РФ.

Таким образом КФХ является универсальным вариантом недвижимой земельной собственности для удовлетворения сельских и хозяйственных нужд. Для строительства на такой территории необходим ряд документов и разрешений. Тем не менее многие понятия не урегулированы должным образом законодательно.

Еще немного внимания!

Напишите в комментариях, как думаете – землей для КФХ должны заниматься только фермеры для себя, или ее можно рассматривать как организацию бизнеса ?

Продлена дачная амнистия и упрощена легализация старых домов

Дачную амнистию продлили до 1 марта 2031 года. Это значит, что жилые и садовые дома можно оформлять упрощённо, не получая уведомление о соответствии параметров строительства. Дачная амнистия затрагивает земли с назначением ИЖС и ЛПХ (в границах населенного пункта), садовые участки и КПХ (крестьянско-фермерское хозяйство).

Также по дачной амнистии права на дома, построенные до 14 мая 1998 года, будет оформить гораздо проще. Часто владельцы такого жилья не могут оформить право собственности — по документам, они могут принадлежать уже не существующим совхозам или колхозам, а у хозяев может не быть никаких бумаг, подтверждающих право собственности.

Граждане, использующие такие дома для постоянного проживания, могут бесплатно получить участок, если он принадлежит государству или муниципалитету. Регистрация права собственности на участок и дом на нем будет осуществлена одновременно.

Условия оформления такого права:

  • жильё должно быть в пределах населённого пункта;
  • юридический собственник земли — государство или муниципалитет;
  • право на владение домом подтверждается любым документом — справкой из БТИ, платёжными документами, чеками за коммунальные услуги.

Земельный участок под старым домом оформят, если уполномоченные службы подтвердят, что сооружение ещё находится на участке.

Граждане также могут упрощенно получить собственность на участки, которые были предоставлены им до 30 января 2001 года. Для этого необходимо предоставить в Росреестр любой документ, который подтверждает предоставление гражданину такого участка.

Нужно ли уведомление о строительстве?

Также наша собеседница напомнила, что ранее построенные дома на землях сельхозначения должны быть зарегистрированы и поставлены на учет до 1 марта 2026 года, как объекты нового строительства, но при условии соблюдения указанных в законе нормативов для дома. При регистрации уже построенных домов, применяется аналогия дачной амнистии по регистрации нового объекта – уведомление для строительства не требуется, дом оформляется в местном регистрационном органе (Росреестре).

Кадастровый учет и регистрация прав на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускаются на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (не представляется, если в ЕГРН зарегистрировано право заявителя на данный земельный участок). Наличие уведомлений о планируемом строительстве и об окончании строительства такого объекта недвижимости не требуется. Право выбора порядка оформления указанного объекта недвижимости принадлежит его правообладателю (ч. 12 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 13.08.2019 N 26559-ВА/Д23и; Письмо Росреестра от 08.02.2021 N 13-0775-АБ/21).

До 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 12 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 267-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 08.12.2020 N 404-ФЗ, от 02.07.2021 N 299-ФЗ).

При этом объект недвижимости должен соответствовать установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, градостроительному регламенту и др. (п. 39 ст. 1 ГрК РФ; ч. 12, 13 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; п. п. 3, 3.1 Письма Росреестра от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21; Письмо Минстроя России от 05.03.2021 N 5336-ОГ/08).

Проблема изъятия земли

Земля сельхозназначения – особая. Её могут отобрать по решению суда. Мы задали два вопроса Анне Соловьевой на эту тему.

— В каких случаях земельный участок с домом может быть отобран у фермера?

— Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В соответствии со ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации. В частности, если происходит один из случаев:

  • участок используется не по целевому назначению;
  • его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде;
  • на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в п. 2 ст. 222 ГК РФ, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.
Читайте также:  Льготы и гарантии для людей с инвалидностью

В этом случае земельный участок в соответствии со ст. 286 ГК РФ подлежит продаже с публичных торгов.

— Как именно отберут ту землю, на которой построен дом? И что будет с домом?

— Как будет происходить изъятие у аграриев земельного участка с расположенным на нем жилым домом, нам только предстоит узнать. На законодательном уровне эта процедура не закреплена, а это значит, что впереди период ошибок, неоднозначных решений, многочисленных обжалований и становления судебной практики.

Полагаю, будущее может развиваться по одному из двух вариантов.

  1. Первый: межеванием из основного земельного участка будет выделен земельный участок (площадью не более 0,25 % от основного) с находящемся на нем жилым домом. Большая часть земельного участка будет изъята, оставшуюся часть вероятнее всего передадут в аренду фермеру с условием уплаты арендных платежей.
  2. Второй: полное изъятие земельного участка с расположенным на нем жилым домом. По логике фермеру должны выплатить компенсацию за объект строительства. Здесь вероятнее обложение агрария штрафами за ненадлежащее использование или за использование земельного участка с нарушениями. Верно понимаете, что размер штрафа будет равен размеру компенсации за изъятый дом.

Одно могу сказать точно. Изъятие земельного участка происходит только в судебном порядке, и только на основании решения суда, что предусмотрено действующим законодательством. Не исключаю, что впереди нас ждут новые поправки в Земельный Кодекс РФ, которые закрепят процедуру изъятия у фермеров участка с находящимся на нем жилым домом.

Запрет на индивидуальное жилищное строительство на земле крестьянского (фермерского) хозяйства. Почему?

Почему крестьянской (фермерской) семье можно иметь в собственности землю из категории сельскохозяйственного назначения, можно иметь в собственности постройки на этой земле, но нельзя в этом же месте жить?

Крестьянское (фермерское) хозяйство можно осуществлять как на сельскохозяйственного назначения, так и на землях иных категорий (ст. 11 закона “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”). Статья ст.

78 Земельного кодекс РФ допускает использование земель сельскохозяйственного как крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, так и гражданами ( те же крестьяне) для ведения подсобных хозяйств, садоводства.

Согласно ст. 257 ГК РФ в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства могут находится земельный участок, хозяйственные и иные постройки.

При этом есть порочная практика, согласно которой судьи не берут во внимание ни градостроительный регламент участка, ни тот факт, что само по себе отсутствие дома внутри фермы не то, чтобы не гарантирует использование сельскохозяйственного участка по назначению, но добавляет издержки на охрану, трансфер, ночную смену и т.д. такому виду экономической деятельности. И чем судьи обосновывают свою позицию? Сбережением земли!

Например в Определении Мособлсуда от 28.11.2018, о том, что положения закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Гражданского кодекса РФ не содержат указания о возможности строительства жилых домов на землях крестьянского (фермерского) хозяйства.

Суд, указал, что жилой дом не может быть отнесен к имуществу крестьянского фермерского хозяйства, так как не является средством производства и не обладает признаками производственно-хозяйственного назначения в связи с чем, оснований для признания прав собственности на такой жилой дом в порядке ст. 222 ГК РФ отсутствуют.

При этом суд вспомнил ст. 36 Конституции РФ, согласно свободно определяет судьбу земли, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Но противопоставил ей принцип приоритета охраны земли как средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, закрепленный в Земельном кодексе РФ.

По мнению судей Мособлсуда, крестьяе имеют право осуществлять строительство только необходимых для сельскохозяйственной деятельности объектов, не предназначенных для проживания! Как следствие такой практики в проффессиональной среде фермеров всерьез обсуждается вариант обустройства жилых помещений внутри производственных построек. Что отбрасывает нас во времена хлевов, находящих внутри жилых домов.

Как уже было сказано ранее, постройка дома на землях сельхозназначения невозможна в силу действующего российского законодательства. Но если участок является приусадебным, то владелец имеет право возвести на нем объект ИЖС.

Перед началом строительства направляют в администрацию направляют уведомление, заполненному по установленному образцу.

После завершения работ гражданину вновь придется уведомить уполномоченный орган о завершении возведения дома.

В таком случае постановка недвижимости на кадастровый учет и регистрация права собственности на него осуществляется администрацией. Именно муниципалитет отправляет документы в Росреестр для совершения рассматриваемых действий.

Владелец получает выписку из ЕГРН на возведенный объект ранее указанным методом. За регистрацию права собственности придется заплатить государственную пошлину в размере 2 тыс. рублей.

Часто бывает, что действия граждан, не имеющих юридического образования, усложняют процесс. А допущенные ошибки в документах и заявлениях вовсе тормозят дело или делают его проигрышным. Поэтому советуем обратиться к нам в Европейскую Юридическую Службу, чтобы и обезопасить себя, и иметь возможность защитить свои интересы.

Земли КФХ: что разрешено и что запрещено строить

Сельскохозяйственные угодья имеют особый статус и ценятся выше прочих, так как они универсальны. Земля поселений применима только для жилищного строительства, промышленные наделы не пригодны ни для проживания, ни для ведения хозяйства. С/х угодья – обычно, плодородные, ровные. Это позволяет использовать их и для строительства, и для проживания, и для возделывания. Поэтому за освоением крупных наделов сельхоз назначения государство строго следит.

Приобретая в собственность или в аренду поле КФХ с планами выстроить дом, владелец (арендатор) обязан:

  • доказать, что действительно ведёт крестьянскую фермерскую деятельность;
  • использовать землю в тех целях, для которых она предназначена.

В зависимости от типа хозяйства разрешено возводить капитальные строения:

  • жилые дома – для постоянного пребывания лиц, возделывающих землю или управляющих этим;
  • подсобные помещения – птичники, коровники, свинарники;
  • сооружения, обеспечивающие жизнедеятельность фермерского хозяйства.

Примечательно, что фермой считается не только крупное подворье, но и небольшое хозяйство на несколько голов. Закон учитывает, что даже небольшому количеству обитателей нужен ежедневный круглосуточный уход.

Запрещены к строительству:

— промышленные объекты;

— многоквартирные и офисные здания.

Жилой дом (коттедж) может построить собственник, если:

  • он вынужден постоянно находиться на территории участка;
  • он получил разрешение на строительство.

Правовая характеристика земель

В соответствии с Законом № 74, крестьянское хозяйство включает в себя группу лиц, которые совместно ведут сельскохозяйственную деятельность. Данные отношения можно назвать предпринимательством, так как осуществляются они на экономической основе и предполагают получение выгоды.

Правовое регулирование имеет свою специфику. Главными нормативными актами, на которые можно ориентироваться, являются:

В зависимости от формы работы может поменяться правовой статус земли.

Выдача участков ранее проводилась только в рамках приватизации. Сейчас получить землю можно, обратившись в местную администрацию. Наделы выделяются из регионального земельного баланса в соответствии со статьей 33 ЗК РФ.

Участник может получить долевую собственность. Но при этом он потеряет право на общие земли. Такой участок требует регистрации в кадастровом реестре. Но если им владеют в индивидуальном порядке более 5 человек, процедура проводится в упрощенном режиме. В этом случае собственник доли должен направить письменное оповещение остальных участников или передать информацию через СМИ.

Категории земель и виды разрешенного использования в таблице 2023 года

Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:

  • разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
  • создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
  • ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.
Читайте также:  Как оформить субсидию на ЖКХ в 2022 году?

К угодьям, наделам относятся следующие категории земель:

  • пашня;
  • угодье для покосов и сенозаготовления;
  • пастбище;
  • лесополоса, за исключением лесного фонда;
  • надел, занятый дворами и хозяйственными постройками;
  • земля под многолетними насаждениями.

Отметим, что под ведение сельского хозяйства выделяются земли, пригодные для этого. А для объектов промышленности и иных целей выделяются земли менее ценные и плодородные, не предназначенные для сельскохозяйственных работ.

Выделение участков сельхозназначения в водоохранных зонах

Участки земли, расположенные в водоохранных зонах, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность без ограничений, что подтверждается земельным законодательством. Однако, в соответствии с требованием Водного кодекса предварительно передача должна быть согласована с органами федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда.

Ранее такие участки передавались в постоянное (бессрочное) пользование без согласования, но при оформлении их в собственность такое согласование обязательно. Требование это обусловлено введением дополнительных ограничений природопользования в соответствии с пунктом 1 Постановления №1404 от 23.11.1996.

Поэтому, если гражданин пользовался участком на законных основаниях, то он беспрепятственно сможет его приобрести при наличии согласования с органом федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда. При получении отказа должна быть изложена четкая позиция по этому вопросу со стороны органа власти, которую гражданин вправе оспорить в суде.

Ценность сельскохозяйственных земель и возможности их использования

Сельскохозяйственные земли можно использовать по-разному, что указано в Законе:

  • для личного подсобного хозяйства;
  • для организации производства, что включает в себя пашни, участки для скоса сена, виноградники и прочее;
  • для организации КФХ;
  • строительства дачного домика, если на это есть соответствующее разрешение, выданное при приобретении участка;
  • для садоводства;
  • для рыбных хозяйств;
  • научно-исследовательских станций и прочее.

На территории земель сельскохозяйственного назначения могут также находиться замкнутые водоемы – природные или искусственно созданные.

Закон выделяет отдельную категорию земель – сельскохозяйственные угодья, которые особо охраняются государством. К ним можно отнести следующие участки:

  • с кадастровой стоимостью, превышающей среднюю в пределах одного муниципального образования более чем на 10 процентов;
  • угодья, принадлежащие научно-исследовательским образованиям любого уровня;
  • земли с искусственным орошением.

Какие размеры участков допустимы?

Участки земли имеют фиксированные размеры, превысить которые невозможно. Определением метража занимается местная администрация или Правительство региона.

Если размер участка превышает допустимые границы, собственник не сможет внести его в кадастровый реестр. Это необходимо для того, чтобы:

  • не позволить накопить большое количество земельных участков у одного собственника;
  • запретить дробление крупной территории на мелкие участки.

Разрешенная величина участков прописывается в Федеральном законе «О крестьянском хозяйстве» № 74, который был издан 11 июня 2003 года. Все они выделяются в таком количестве для ведения целевой деятельности. Уточнить минимальный и максимальный предел можно, обратившись к таблице.

Наименование населенного пункта

Величина минимум

Величина максимум

Москва

Санкт-Петербург

Хабаровск

Новосибирск

Екатеринбург

Ростов-на-Дону

Нижний Новгород

Пятигорск

И минимальные, и максимальные показатели земель, выделяемых под КФХ, регулируются местным законодательством или региональными властями субъекта России.

Если территориям были определены границы ранее, они уже внесены в реестр с кадастровым номером. У каждой такой земли имеется собственник. Сравнивать значения с действующими параметрами не нужно.

Законопроектом предусматривается возможность строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном крестьянскому (фермерскому) хозяйству (далее – КФХ). При этом в целях недопущения злоупотребления данным правом и исключения застройки земель сельскохозяйственного назначения законопроектом предлагается установить целый ряд ограничений к параметрам такого жилого дома (не более трех этажей и не более 500 кв. м), а также запретить образование под ним земельного участка и его перепродажу. Кроме того, такой дом, согласно законопроекту, может быть предназначен для проживания только членов КФХ (п. 5 ст. 78 Земельного кодекса РФ, п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», далее – Закон № 74-ФЗ, в редакциях законопроекта).

Министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин отметил, что, например, в Московской области насчитывается около 6-9 тыс. КФХ, при этом из них только около 1 тыс. реально занимаются фермерской деятельностью – пашут, сеют и т. д. В связи с этим министр считает, что нужно подумать о дополнительных ограничениях в отношении права КФХ на строительство жилого дома. По его мнению, нельзя допускать того, чтобы земли сельскохозяйственного назначения использовались, например, для возведения коттеджных поселков.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 74-ФЗ КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Реализация продукции собственного производства относится к основным видам деятельности КФХ (п. 1 ст. 19 Закона № 74-ФЗ). Таким образом, например, ИП, владеющий магазином и имеющий статус фермерского хозяйства, тоже получит право на строительство жилого дома на участке, предоставленном ему для ведения сельскохозяйственной деятельности. Андрей Разин считает, что такие поправки могут создать почву для злоупотреблений – может вырасти количество «фейковых» КФХ. В качестве варианта доработки норм о КФХ, отметил он, можно разрешить строить дома только на участках тех КФХ, которые пользуются финансовой или иной поддержкой государства. По мнению эксперта, факт оказания такой поддержки легко установить и он подтверждает «реальность» осуществляемой КФХ сельскохозяйственной деятельности.

В каких формах может существовать КФХ? Ответ узнайте в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Министр указал также на проблему отсутствия прямой связи между видом разрешенного использования земельных участков и осуществляемой на них деятельностью КФХ. Так, согласно ст. 39.18 Земельного кодекса РФ возможно предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, а также для осуществления КФХ его деятельности. Между тем, классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, такой вид использования, как осуществление деятельности КФХ не предусмотрен, в то время, как остальные виды деятельности, поименованные в упомянутой ст. 39.18, в классификаторе значатся. По мнению эксперта, следует скорректировать правовое регулирование в этой части путем внесения изменений либо в Земельный кодекс РФ, либо в классификатор.

Василий Корякин сообщил о возможности исключения норм о КФХ из обсуждаемого законопроекта. Однако планируемые поправки в отношении фермерских хозяйств все равно будут разрабатываться в Госдуме, может быть, в рамках подготовки уже нового специального проекта.

Обсуждаемый документ, по словам представителя разработчика – Минэкономразвития России, являлся в свое время частью масштабного проекта по отмене категорий земель, который был принят Госдумой в первом чтении еще в 2014 году, но впоследствии был отклонен. Из того проекта в самостоятельные инициативы выделились и другие пакеты изменений, некоторые из которых уже были реализованы (например, Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который систематизировал нормы об «охранных» зонах; Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», который вступит в силу с 1 сентября 2018 года).

По итогам нулевых чтений ОП РФ подготовит рекомендации по доработке законопроекта о совершенствовании определения видов разрешенного использования земель, которые будут переданы в работу осенней сессии Госдумы. Василий Корякин отметил, что страна пока не готова отказаться от категоризации земель, но в обсуждаемом проекте, в случае его принятия в качестве закона, уже будет сделан шаг в этом направлении.

Читайте также:  Как стать ветераном труда Рязанской области и что это дает

Сейчас документ готовится к рассмотрению в первом чтении в парламенте. По нему уже представлено заключение правового управления Госдумы, в котором эксперты высказали замечания. Например, указывается на необходимость учета в тексте проекта поправок, внесенных в законодательство Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ, изменения формулировки п. 3 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта (сообразно тому, о чем говорил Олег Баевский), корректировки положения об отсутствии преимущественного права покупки у участников долевой собственности при отчуждении одним из них зданий, сооружений, находящихся на неделимом участке (чтобы исключить возможность толкования нормы, которое расходилось бы с принципом единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов). Замечания правового управления во многом согласуются с теми, которые были озвучены экспертами в ОП РФ, что значительно повышает вероятность их надлежащего учета при доработке законопроекта.

1 С текстом законопроекта № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)»и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Земля для ведения крестьянского хозяйства

Строительство на землях для ведения КФХ

(крестьянского (фермерского) хозяйства

Можно ли возводить жилые строения на землях сельскохозяйственного назначения?

Как оформить постройки на землях «для ведения КФХ»?

Изучив большинство ответов на данный вопрос, приходится делать вывод, что очень многие советы не только безосновательны, но и вводят людей в заблуждение.

На землях, с разрешенным видом использования » для сельскохозяйственного производства » согласно закона «Об обороте земель с/х назначения» можно строить только с целью складирования и первичной переработки продукции. На ЛПХ (личное подсобное хозяйство) — за пределами поселений любое капитальное строительство запрещено. На садоводческих участках — разрешение на строительство не требуется (как и на ИЖС и в приусадебном ЛПХ в черте поселений). Прописаться ни на садоводческих ни на дачных участках также до сих пор невозможно (несмотря на единичные но положительные решения Конституционного суда), да и строить придется все в одном экземпляре (дом, баня, сарай и т.п).

Подобная информация почти везде совпадает и является вполне достоверной.

Ввиду неясности на счет застройки на землях под КФХ, земли под садоводство обрели наибольшую популярность среди вновь образуемых поселков. Поэтому почти все сельхозземли, на которых предполагается строительство, переводят именно в этот вид разрешенного использования, несмотря на то, что процедура перевода достаточно дорогая и длительная.

Какая-либо информация о возможности застройки на КФХ совершенно не распространена. Оно и понятно, бренд «садоводства» уже раскручен и всем удобен (если речь идет об участках в несколько соток). Ситуация сложилась таким образом, что у людей не возникает и мысли, что можно жить как-то по-другому , причем, гораздо дешевле и просторней!

Почти десять лет, изучая этот вопрос, мы обнаружили, что строительство жилых построек или построек с жилыми помещениями на КФХ не только возможно, но и не требует разрешения на строительство!

В соответствии с п.17 Ст.51 Град. кодекса РФ для строительства строений и сооружений вспомогательного использования не требуется разрешения на строительство. Более того , оформление и регистрация капитального объекта является добровольной , т.е. владелец сам решает — нужно ли ему оформлять свою постройку или нет!

В случае с землей «для ведения КФХ», капитальные строения с жилыми помещениями, как раз и является строением вспомогательного использования, поскольку целевое назначение данной земли — сельскохозяйственная деятельность КФХ, а не отдых или проживание.

Законодательством подразумевается, что на участок «для ведения КФХ» приезжают люди с целью занятия сельскохозяйственной деятельностью, а не для того, чтобы проживать. Основные объекты капитального строительства должны следовать осуществлению широкого спектра сельскохозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках АБСОЛЮТНО НИКАК не определенного законодательством вида разрешенного использования земельных участков «для ведения КФХ». Все виды разрешенного использования земель с/х назначения как-либо определены, за исключением фермерского, поэтому ограничен режим использования данной земли лишь федеральными законами «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Земельным Кодексом РФ.

С 2003 г. (в соответствии с федеральным законом о КФХ) необходимость становиться фермером и обретать квалификацию полностью отпала. Т.е. фермер с тех пор является индивидуальным предпринимателем, а становиться им или нет, с точки зрения налогового и гражданского законодательства — дело добровольное. Если человек не хочет получать дохода с фермерской земли, то никто его с него не может потребовать осваивать землю с коммерческой целью. Освоение и владение фермерской землей уже достаточно давно является доступным для всех граждан РФ. Его обязанности не отличаются от обязанностей других землепользователей — не допускать загрязнения земли, эрозии, осуществлять своевременную оплату земельного налога и т.п. (См. ЗК РФ). Кстати, размер земельного налога в год с 1 га для данных земель в нашем районе всего 70 руб!

При необходимости, мы можем оказать некоторую помощь в оформлении.

Максимальная суммарная площадь постройки не должна превышать 1500 кв.м., высота не более двух этажей с мансардой (категория малоэтажной застройки). Помимо всего прочего, у застройщика есть выбор — либо оформлять баню и сторожку, как жилое строение, — более 50% жилой площади или, как нежилое, соответственно, менее 50% жилой площади. В результате мы получаем немного разный налог с имущества и немного разное оформление. Помимо жилой площади могут быть предусмотрены площади для подсобных помещений, а также для вспомогательного и служебного использования (мастерская, гараж, склад, кладовая и т.п).

В настоящее время готовится новый закон о КФХ и многие застройщики не торопятся с регистрацией построек, тем более, что нет необходимости сначала оформлять, а потом строить. Разрешение на строительство строений с жилыми помещениями или строений для отдыха (и других объектов вспомогательного использования) на земельных участках, предназначенных «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» — не требуется.

Можно ли строиться на землях «КФХ» «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства»?
Разрешение на строительство.

Часть 1.

Современное Российское законодательство написано таким языком, что многие существенные положения, могут быть обоснованы интерпретированы с юридической точки зрения совершенно по-разному. Истина по неоднозначным вопросам до возникновения серьезных конфликтных ситуаций устанавливается мнением чиновников в инстанциях, а после — определяется в судах. Мнение чиновников, как показывает практика, вещь весьма не постоянная и зависит от множества как объективных, так и субъективных факторов.
В вопросах строительства на земельных участках с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) мнения у чиновников, как правило, нет из-за отсутствия реальной практики. А информацию о судебных решениях на интересующую нас тему разыскать не удалось.
Нижеследующие выводы основаны на теоретическом изучении законодательства.

Можно ли строиться на землях «для ведения КФХ»?

Строиться можно. Согласно ст. 263 ГК РФ и ст. 403 ЗК РФ Собственник любого земельного участка имеет право на его застройку. В соответствии со ст. 43 ЗК РФ возведение или не возведение строений или сооружений, является правом собственника земельного участка. Поскольку запрета на строительство на землях КФХ нет, то данные нормы законодательства являются применимыми.

Согласно «Закона о КФХ» для деятельности КФХ допускается наличие в составе имущества КФХ построек несельскохозяйственного назначения, т.е. жилого, рекреационного, промышленного и т.п.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *